Моторные масла для коммеческого транспорта.
Масла, предназначенные для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания,
называются моторными. Система смазки двигателя внутреннего сгорания — самая
сложная из всех объектов смазывания, а моторные масла — самые сложные по составу
и выполняемым функциям смазочные материалы. Многообразие типов, конструкций
двигателей и условий их работы предопределяет необходимость применения для их
смазывания моторных масел с существенно отличающимися свойствами. В зависимости
от назначения их подразделяют на масла для дизельных двигателей, масла для
бензиновых двигателей и универсальные моторные масла для смазывания обоих типов.
По температурным пределам работоспособности моторные масла могут быть летними,
зимними и всесезонными.
Все современные моторные масла состоят из
базовых масел и улучшающих их свойства присадок. Базовыми маслами называют
жидкие смазочные материалы, к которым для получения товарных продуктов добавляют
присадки. Присадки — это вещества, усиливающие положительные природные свойства
базовых масел или придающие им необходимые новые свойства. В производстве
моторных масел используют базовые масла трех типов:
- минеральные,
получаемые в процессах переработки нефти;
- синтетические, получаемые путем
химических реакций, направленных на образование однотипных молекул органических
веществ с желательными свойствами;
- полусинтетические, состоящие из смесей
минеральных и синтетических базовых масел.
Минеральные базовые масла — это
смеси очень большого числа разнородных углеводородов: нормальных и
изо-парафинов, нафтено-парафинов, конденсированных нафтеноароматических и
ароматических структур с боковыми цепями.
Состав минерального базового
масла зависит, в основном, от природы перерабатываемой нефти. Наиболее
благоприятным сырьем для получения основы моторных масел являются нефти
парафинового основания. Сырьем для производства минеральных базовых масел
является мазут — остаток перегонки нефти при атмосферном давлении. В результате
вакуумной перегонки мазута получают несколько масляных дистиллятов различной
вязкости, а в остатке — гудрон, из которого производят наиболее вязкие
остаточные базовые масла.
Синтетические базовые масла разделяют на
углеводородные (полиальфаолефины и алкилбензолы) и не углеводородные (эфиры
двухосновных кислот, сложные эфиры многоатомных спиртов). В составах моторных
масел синтетические базовые компоненты нередко комбинируют, чтобы получить
наибольший положительный эффект и нивелировать те или иные недостатки одного из
компонентов.
Полусинтетические масла получают смешением
высококачественных минеральных базовых масел с синтетическими. По сравнению с
синтетическими, эти масла имеют значительно низшую стоимость, в них устранены
недостатки синтетических масел, но во многом сохранены их преимущества.
Другое направление получения моторных масел, свойства которых близки к
свойствам синтетических — это применение в качестве основы продуктов глубокого
гидрокрекинга и гидроизомеризации.
Присадки — это синтетические
химические соединения, которые влияют на физические свойства базовых масел или
оказывают на них химический эффект. На рынок чаще всего поставляются композиции
присадок, которые называются пакетами. Композиции присадок, добавляемых к
моторным маслам, различны в зависимости от назначения и условий применения
масел. Количество добавляемых присадок может составлять от нескольких процентов
до 25-30% готового масла. Основными видами присадок являются:
- вязкостные;
- улучшающие смазывающие свойства;
- антикоррозионные;
- антиокислительные;
- моюще-диспергирующие.
|